Первая проповедь

    Хвала Аллаху, Хвала Аллаху, который создал нас мусульманами из Уммы Мухаммадаﷺ, господина пророков и посланников. Я свидетельствую, что нет Бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммадﷺ — Его Раб и Посланник, и да пребудет благословение Аллаха и мир с лучшим из Его творений –   Мухаммадомﷺ, а также с его семьей, сподвижниками и теми, кто следует за ними в праведности до Судного Дня.

    «О люди, бойтесь Всемогущего Аллаха и повинуйтесь Ему в том, что Он повелел вам делать, и воздерживайтесь от того, что Он запретил вам, чтобы вы добились успеха в этом мире и загробной жизни».

«О рабы Аллаха, если мы зададимся вопросом, для чего мы были созданы на этой земле? –  Всемогущий Аллах говорит в Своем ясном откровении: «Я создал джиннов и людей только лишь для того, чтобы они Мне поклонялись». (Аз-Зарият 56).

Наша ответственность перед Всевышним Творцом велика, – в суре «Аль-Муъминун» Всевышний говорит: «Неужели вы думаете, что Мы сотворили вас не по мудрости и что вы, совершая на земле порочное и греховное, не будете к Нам возвращены и наказаны?». (Аль-Муминун, 115).

 

    Вера человека не может быть полной, если он не будет выполнять то, что ему предписано:

     В хадисе сказано: «Ислам основан на пяти вещах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммадﷺ — посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплате заката, паломничестве к Священной Каабе и посте Рамадана». (Аль-Бухари, Муслим).

      Пост Рамадана является одним из упомянутых пяти столпов Ислама. Всевышний Аллах говорит в Своей Благородной Книге (Коране), указывая на обязательность поста: «О те, которые уверовали! Мы предписали вам пост для воспитания ваших душ, улучшения вашего поведения, предпочитая вас немому животному, которое подчиняется только своим страстям и инстинктам. Предписан вам пост так же, как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! Пост воспитывает и укрепляет ваши души». (Аль-Бакара: 183)

 

     Месяц Рамадан – это месяц милости, прощения, покаяния и благословения. Всевышний Аллах говорит в Своей Благородной Книге: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься …». (Аль-Бакара: 185)

     В этом благословенном месяце есть ночь (Лайлатуль-къадри), которая лучше тысячи месяцев.

  • Всевышний говорит: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!  Мы ниспослали Коран в ночь «аль-Кадр» величия и достоинства. 

Откуда тебе знать, что такое ночь величия и достоинства?!

Ночь величия и достоинства лучше тысячи месяцев…». (Сура «Аль-Кадр: 1-3)

     Человек будет счастлив в загробной жизни, если он будет трудиться и осуществлять то, что повелел ему Всевышний делать в этом мире, например, молитву, пост, закат и другие обязательные и желательные предписания.

      В сообщении Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, как передают Аль-Бухари и Муслим, говорится, что бедуин пришёл к Пророкуﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне на то деяние, совершив которое, я войду в Рай». Онﷺ сказал: «Поклоняйся Аллаху, не приобщая к Нему ничего, выстаивай молитву, выплачивай обязательную милостыню (закат), соблюдай пост Рамадана». Бедуин сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, я не буду к этому больше прибавлять ничего». Когда он ушёл, Пророкﷺ сказал: «Кому приятно посмотреть на человека из обитателей Рая, пусть посмотрит на этого». (Хадис согласованный).

 

    Посланник Аллахаﷺ в своем повествовании от Господа своего, объясняя достоинство поста, сказал:

    - «Любое дело сына Адама (делается им) для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он – ради Меня, и Я воздам за него (особым воздаянием)». (Хадис согласованный).

     - «Кто постится в Рамадан из веры и ищет награды, его предыдущие грехи будут прощены». (Хадис согласованный).

     Ат-Табарани передал со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророкﷺ молил Аллаха о наступлении Рамадана, и когда начался месяц Раджаб, он говорил: «О Аллах, благослови нас в месяце Раджаб и Шаабан и позволь нам достичь Рамадана».

    Праведные предшественники молили Аллаха о том, чтобы Он, хвала Ему, позволил им достичь Рамадана, а когда он наступал, они взывали к Аллаху с просьбой принять его от них.

 

     Пророкﷺ возвещал своих сподвижников о наступлении Рамадана:

    Передаётся со слов Салмана, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллахаﷺ обратился к нам в последний день Шаабана. Он сказал: «О люди, пришло время великого, благословенного месяца, в нём есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, месяц, пост которого Аллах вменил в обязанность, а выстаивание ночи в молитвах сделал желательным предписанием. Тот, кто приблизится в нём к Аллаху, совершив одно благое дело, подобен совершившему одно обязательное предписание в каком-либо другом месяце, а тот, кто совершит одно обязательное деяние, тот подобен тому, кто совершил семьдесят обязательных предписаний в каком-либо другом месяце». (Ат-таргиб ват-тархиб: 17/2).

        Ат-Табарани передал в Аль-Авсате от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как Пророкﷺ сказал: «Наступил Рамадан, в котором врата Рая будут открыты, врата Ада – закрыты, а дьяволы закованы в кандалы».

      Горе тому, кто застал Рамадан и не добился прощения в нём. Если он не будет прощен в Рамадане, то когда?

                                                                                                                                                                                     

Священный месяц Рамадан

 

Вторая проповедь

    Хвала Аллаху, установившему для нас времена добра и благословения, чтобы мы смогли увеличить в них благие поступки и послушание. Я свидетельствую, что нет Бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммадﷺ является Его рабом и Посланником, да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто следует за ними в праведности до Судного Дня.

    «О люди, бойтесь Всемогущего Аллаха и повинуйтесь Ему, чтобы вы могли добиться успеха в этом мире и в будущей жизни».

    По сообщению Джабира бин Абдуллы, да будет доволен им Аллах, аль-Байхаки передал, что Пророкﷺ сказал:

«В месяц Рамадан моей Умме даны пять вещей, которые не были даны ни одному пророку до меня:                                        

-  Первое: когда наступает первая ночь месяца Рамадан, Всевышний Аллах смотрит на них, а тот, на кого посмотрит Аллах, не будет подвергнут Его наказанию.

 - Второе: запах, исходящий из уст постящихся в конце дня, лучше пред Аллахом, чем аромат мускуса.

 - Третье: ангелы просят для них прощения каждый день и каждую ночь Рамадана.

 - Четвертое: Всемогущий Аллах повелевает Своему Раю и говорит ему: приготовься и укрась себя для Моих рабов, они близки к тому, чтобы отдохнуть от мирских забот и вернуться в Мой дом, к Моим щедротам.

 - Пятое: когда наступает последняя ночь Рамадана, Аллах прощает их всех, человек из народа сказал: «Это Лайлатуль-Кадри?» Онﷺ сказал: «Нет, разве вы не видели, как рабочие получают оплату за труд после её полного завершения».

     «О мусульмане, бойтесь Всемогущего Аллаха в своем посте и остерегайтесь от всего, что нарушает его и сводит на нет его награду».

     Пророкﷺ сказал: «Тому, кто постился в Рамадан, знал его правила и остерегался в нём того, чего следует остерегаться, будут прощены все грехи, которые он совершил раньше».  (Передал Имам Ахмад со слов Абу Саида Аль-Худри)

     «О Аллах, сделай нас из тех, кто слышит сказанное и следует лучшему из этого».

     «О Аллах, прости верующих мужчин и женщин, мужчин и женщин Ислама, живых из них и тех, кто в мир иной ушёл».

      Поистине, Аллах оказывает Своё милосердие пророку, а Его ангелы благословляют пророка! О вы, которые уверовали, молитесь за него и приветствуйте его искренним приветствием! (Сура (Аль-ахзаб: 56)

Составители:

Дадахаев М. А., Мутушев И. А.,

Муртазаев С.Б.

Всевышний Аллах1 сделал некоторые месяцы, дни и ночи особенными. Так, особо почитаемой ночью благословенного месяца Шаабан является ночь Бараат (Лайлатуль-Бараати). Она приходится на ночь с 14 на 15 число месяца Шаабан (прим. в 2024 году с 24 на 25 февраля). Это вторая по значимости священная ночь после Ночи предопределения (Лайлатуль-Къадри). Считается, что в ночь Бараат устанавливается предопределение людей на год вперед.
Имам Субуки (да смилостивится над ним Аллах1) говорил: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь предопределения (Лайлятуль-Къадр) – грехи всей жизни».
О достоинстве ночи Бараат повествует множество хадисов, которые, усиливая друг друга, достигают уровня достоверности.
Приведём некоторые из них (смысл):
- «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шаабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему». (Ат-Табарани).
«Поистине, этой ночью Аллах1 освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб». (Ат-Табарани).

Бану Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. И эти слова Пророка (да благословит его Аллах1 и приветствует) указывают на большое количество людей, прощаемых Всевышним в эту ночь.
«Всевышний по милости Своей прощает в эту благословенную ночь тех, кто кается, даёт благо тем, кто просит и дарует исцеление тем, кто мучается от болезни. Так происходит вплоть до самого утра, до рассвета». (Ибн Маджах).
Для определения важности оживления средней ночи Шаабана нам достаточно того, что выстаивание ночей в молитвах — это Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах1 и приветствует). А для соблюдения поста среднего дня Шаабана – достаточно того, что он (да благословит его Аллах1 и приветствует) больше, чем в другие месяцы, соблюдал желательный пост именно в Шаабане. Поклонение, совершенное в эту благословенную ночь, приносит намного больше награды в сравнении с совершённым в другие обыденные ночи, и считается более благим.
Богослужение Ночи Бараат можно начинать совершать после захода солнца и до рассвета следующего дня. В эту ночь мусульманину в надежде на милость Аллах1а следует восполнить пропущенные намазы, если таковые есть, совершить дополнительные, давать милостыню, просить прощения грехов, совершать как можно больше дуа, читать Коран, салаваты, поминать Всевышнего и размышлять о своих упущениях в поклонении и в жизни в целом с намерением быть лучше.
Очень важно для верующего принять эту ночь как ценный дар от Всевышнего Аллах1а и провести хоть некоторую её часть с особым трепетом и усердием, чтобы удостоиться Его довольства (Всемогущ Он и Велик).
⚜️Составитель: помощник проректора по УМР РИУ им. Кунта-Хаджи С.Б. Муртазаев.

Первая проповедь

 

Хвала Аллаху, повелевшему нам быть искренними во всех наших делах и обещавшему искренне принять их.

Я свидетельствую, что нет Бога, кроме одного лишь Аллаха, без сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад ﷺ - Его раб и Посланник, правдивый и заслуживающий доверия. И да пребудет благословение Аллаха и мир с лучшим из Его творений, Мухаммадом ﷺ, а также с его семьей и сподвижниками, и с теми, кто следует его руководству и его Сунне до Судного Дня.

О люди, бойтесь Аллаха Всемогущего и повинуйтесь Ему, и знайте, что Всемогущий Аллах Пречист и принимает только чистое из добрых дел и поклонения.

О, рабы Аллаха: Всемогущий Аллах повелел нам во многих аятах Корана быть искренними в нашем поклонении, словах, поступках и всех наших делах.

Всемогущий Аллах сказал в суре «Аль-Анам» (смысл): «Скажи: (О Мухаммад ﷺ) воистину, моя молитва и моё поклонение (мой хадж и моя жертва), и моя жизнь, и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища. И это мне было велено, и я первый из мусульман (этой Уммы)». Аяты: 162-163.

Также Всевышний сказал в суре «Аль-Баййина» (смысл): «И им (людям писания) было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне, как ханифы (люди, которые поклонялись Единому Богу до прихода Мухаммада ﷺ), совершать молитву (намаз) и выплачивать обязательную милостыню (закат). Это – правая вера». Аят: 5.  

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и дарует ему мир, сказал (смысл):

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)…». (Аль-Бухари, Муслим).

В суре «Аз-Зумар» Всевышний говорит Своему посланнику Мухаммаду ﷺ, да пребудут с ним лучшее благословение и лучшее благополучие (смысл): «Скажи (о Мухаммад ﷺ!): «Мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере, чистой от многобожия и лицемерия! Мне велено Аллахом непременно быть первым мусульманином (этой уммы), предавшимся Аллаху».

Скажи (о Мухаммад ﷺ!): «Я боюсь, если я ослушаюсь Господа моего, подвергнуться наказанию в великий страшный День».

Скажи им, о Мухаммад ﷺ: «Аллаху Единому поклоняюсь с искренней верой, чистой от многобожия и лицемерия. Если вы, узнав мою веру, не послушаетесь меня, тогда поклоняйтесь, кому хотите, помимо Аллаха».

Скажи им также: «Нанесли ущерб себе и своим семьям те люди, которые заблудились сами и сбили других (своих близких) с прямого пути. Эти люди будут в полном убытке в Судный день. Ведь, поистине, — это явная гибель!». (Аяты: 11-15).

В суре «Аль-Исра» Всевышний говорит (смысл): «Тем, кто желает мимолётных услад в ближайшей жизни и стремится к этому всеми средствами, не веруя в Судный день и в наказание в дальней жизни, Мы ускорим в земном мире, кому пожелаем, богатство и то, что Нам будет угодно. Затем Мы уготовим для них в последней жизни Ад, где они, презренные, будут мучиться за то, что делали, и будут они лишены милости Аллаха. А тот, кто своими деяниями стремился к награде в будущей жизни, веровал в Аллаха и Его воздаяние, у того и ему подобных Аллах примет добродеяния и воздаст им за них».                                                     (Аяты: 18-19)

 

В хадисе говорится (смысл): «Один человек сказал: "О Посланник Аллаха ﷺ, я совершаю благое дело ради Аллаха и хочу, чтобы люди видели моё положение». Посланник Аллаха ﷺ не ответил ему ничего, пока не был ниспослан аят:

 «Тот, кто надеется предстать перед Аллахом и получить Его награду, пусть искренне вершит благодеяния и не поклоняется никому другому наряду с Аллахом!» Сура Аль-Кахф, аят: 110.

Хадис передал аль-Хаким и сказал, что он достоверен в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, и аль-Байхаки, опираясь на его авторитет.

А в суре «Худ» Всевышний говорит (смысл): «Кто желает довольствоваться только близкой жизнью с её прелестями и украшениями и делает всё только ради этого, тем Мы полностью дадим плоды их деяний в ней. Для них нет в вечной жизни ничего, кроме мучения в огне, а поскольку они не приготовили ничего для  вечной жизни и не делали ничего для вечного блаженства, их усилия и деяния в этой жизни будут тщетными».  (Аяты: 15-16).

Всемогущий Аллах ясно дал понять в этих аятах, что тот, кто совершает действие не ради Всемогущего Аллаха, не получит ни награды, ни доли в будущей жизни, и его убежищем будет Ад, и ни одно из его дел не будет принадлежать ему, кроме напрасного труда и усталости в этом мире.

Один из мудрецов сказал: «Пример того, кто делает добрые дела из лицемерия и ради репутации, подобен человеку, который пришел на рынок, наполнив кошелёк камнями, и люди сказали: «Как полон кошелёк у этого человека? Для него нет в этом никакой пользы, кроме мнения людей, и, если бы он захотел что-то купить за камни, ему бы за них ничего не дали».

Также дела обстоят и у того, кто совершает благие деяния из лицемерия и ради репутации, не получит он никакой пользы от своих дел, кроме мнения людей, и нет ему награды в будущей жизни, как сказал Всевышний Аллах в суре «Аль-Фуркан»: «В Судный день Мы посмотрим на те добрые деяния, которые они совершили, и обратим их в прах, и лишим их награды за них, ибо они не уверовали в Аллаха. Без веры в Аллаха и Его Истину их добрые деяния не будут учтены». (Аят: 23).

 

Искренность в деяниях

Вторая проповедь

 

Хвала Аллаху, который повелел Своим рабам быть искренними во всех делах и поклонении, и я свидетельствую, что нет Бога, кроме одного лишь Аллаха, без сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад ﷺ — Его раб и Посланник, самый благочестивый из них и самый искренний перед Всемогущим Аллахом.

Да пребудут благословения Аллаха и мир с Господином всех пророков и посланников Мухаммадом ﷺ, его семьей и сподвижниками, а также с теми, кто руководствуется его правильным путём и действует в соответствии с его Сунной до Судного Дня.

О люди, бойтесь Аллаха Всемогущего и повинуйтесь Ему, как Он повелел вам бояться Его и повиноваться Ему, чтобы вы добились успеха в этом мире и в будущей жизни.

О, рабы Аллаха: Сокрытие рабом деяний, что между ним и Господом его, является признаком искренности и признаком отсутствия лицемерия. Это упоминается в хадисе, переданном шейхами - аль-Бухари и Муслимом (да смилостивится над ними Аллах) со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором говорится (смысл):

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя, юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху, человека, сердце которого привязано к  мечетям, (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь (только) ради Него, мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина, и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха!», того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, что творит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Всевышнего Аллаха».

О Аллах, сделай нас из тех, кто слышит сказанное и следует лучшему из него.

О Всевышний, прости верующих мужчин и женщин, мужчин и женщин Ислама, живых из них и тех, кто в мир иной ушёл.

Поистине, Аллах оказывает Своё милосердие Пророку ﷺ, а Его ангелы благословляют Пророка ﷺ! О вы, которые уверовали, молитесь за него (читайте салаваты) и приветствуйте его искренним приветствием!  Сура Ахзаб: 56.

 

Составители: Дадахаев М. А., Мутушев И. А., Муртазаев С.Б.