ЧТО ТАКОЕ СУФИЗМ?

ЧТО ТАКОЕ СУФИЗМ?

Верующие сегодня в недоумении от того противостояния, что происходит между учеными, сторонниками и противниками суфизма.

Одни считают суфизм важнейшей неотъемлемой частью Ислама, другие видят в нем новшество и отказ от Ислама.

Некоторые считают, что суфизм - это только исполнение религиозных песен днём и ночью, посещении могил, святых мест и чтении мавлидов.

Другие ассоциируют суфизм с внешним видом человека – чалма, чётки, халат.

Некоторые видят в суфизме сплошное чревоугодничество – еда и питьё.

Другие видят в нём утомительные вирды и азкары, повторяемые днем и ночью.

Некоторые связывают суфизм со сновидениями и их толкованием.

Так что же такое СУФИЗМ? Мусульманин, изучающий теорию и практику суфизма, понимает, что это направление в одном из важнейших разделов исламского развития, т.е. в поклонении Всевышнему. Знатоки мусульманского права назвали суфизм внутренней стороной шариата, отвечающей за духовное совершенствование верующего.

Суфизм — это то, что Коран называет очищением души (тазкият), то, что Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) назвал благодеянием, искренностью (ихьсан). В Коране и Сунне много сказано об очищении души и искренности в поклонении.

Коран, сура «Аш-Шамс», аят - 9: "Поистине, преуспел тот, кто очистил её (свою душу) от пороков повиновением Аллах1у и совершением благочестивых дел".

Суфизм (или тарикат) - это путь очищения сердца от всего, что не связано с Аллах1ом, Великий Он и Всемогущий, частотой Его упоминания, приверженностью предписаниям Священного Корана и благородной Сунны Пророка (да благословит его Аллах1 и приветствует).

Суфизм - это жизненный путь, основанный на крайнем воздержании и восприятии высоких качеств нравственности. Это путь доведения богослужения до того уровня, о котором говорил Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует):
«…благодеяние заключаются в том, чтобы ты поклонялся Господу своему, как будто ты видишь Его, (даже) если ты не видишь Его, (знай), что Он видит тебя…». В полном тексте этого хадиса, приведённого аль-Бухари в своём достоверном сборнике, говорится о трёх основах нашей веры: имане, исламе и ихьсане.

Ихьсан, как было сказано выше, это благодеяние, что по сути своей согласно значению данного хадиса, является искренностью в вере и поклонении. А искренность - это то, без чего теряется смысл первых двух основ, т.е. веры и религии.

Существует множество хадисов, которые комментируют друг друга, а значение у них одно – необходимость искренности в вере: "Кто скажет: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллах1а искренно (халисан)", в другой версии –" будучи убеждённым в этом (мукъинан бих1а)", в другой версии – "правдиво от сердца (садикъан мин къалбих1и)", тот войдёт в Рай».

Суфизм - это не есть что-то идущее параллельно шариату, или тем более его замена.

Суфизм - это особое состояние сердца по отношению к Создателю, это занятость верующего Творцом, а не творением, занятость вечным, а не бренным.

Суфизм - это следование Сунне Пророка (да благословит его Аллах1 и приветствует) в словах и действиях наилучшим образом. Это состояние всецело предавшегося Богу, Господу миров.

Суфизм - это высокая нравственность – тот, кто превзошёл тебя в нравственности, тот превзошёл тебя в суфизме. Это приятие высших качеств Аллах1а, которые Он, хвала Ему, желает видеть в Своих рабах. Таких как знание, сила, милосердие, терпение, щедрость, прощение и т.д.

Это подражание Пророку (да благословит его Аллах1 и приветствует) и почитание праведников – любимцев Аллах1а (да будет доволен ими Аллах1).

Это мягкость, снисходительность в отношениях с людьми, так как все являются творениями Аллах1а.

Это очищение сердца от таких изъянов как беспечность, чёрствость, ложь, самодовольство, лицемерие, гордыня, зависть…

Это милосердное отношение ко всему живому. Это не причинение людям вреда и противостояние наущениям шайтана и нафса (своего я). Это принятие повелений Всевышнего сердцем прежде, чем их выполнять. Это привязанность и любовь к Аллах1у и освобождение сердца от всего, кроме Него.

Это усердие в поисках довольства Всевышнего Аллах1а и Его Пророка (да благословит его Аллах1 и приветствует). Это выражение благодарности Аллах1у в душе и в поклонении за его милости, которые не счесть. Это занятость Кораном, будто он ниспослан тебе и принятие каждого аята, как обращение к себе. Это обращение к Аллах1у с просьбой о прощении грехов и надежда на Его милость, которая объемлет всё.

Как видно из всего выше сказанного, наука СУФИЗМ делает акцент именно на состояние души и сердца, что соответствует Слову Всевышнего - cура: «Аш-Шуара» - 89, где сказано, что будет спасен только тот, кто придёт Богу с чистым сердцем.

Если бы представители суфизма назвали свой путь так, как назвали его основу Коран и Сунна (ихьсан и тазкият), то не было бы вокруг него этого бесполезного замешательства и противостояния, которое мы наблюдаем сегодня. На всё воля Аллах1а, может в этом тоже есть для нас испытание.

Во времена сподвижников не было надобности ни в развитии отдельного направления, ни в его названии, они перенимали Ислам в его совершенном виде со всеми направлениями, от Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) так, как велит Священный Коран и благородная Сунна. А во времена табиинов (верующие, заставшие сподвижников) и тех, кто пришли после них, ученые-богословы стали развивать различные направления Ислама. Некоторые из них углубились в науке мусульманского права (фикх), другие в науке тафсира (толкование Корана), третьи в науке хадиса, другие в арабском языке и.т.д.

А некоторые из них избрали для себя путь очищения души и сердца, путь приятия высоких качеств исламской морали и нравственности, путь усердного поклонения с частным упоминанием Всевышнего и крайним воздержанием от мирских благ. Каждое из упомянутых направлений получило свое название, а людей, углубившихся в поклонении и очищении души, назвали суфиями (ах1лут-тасаввуфи).

© Муртазаев